Великая компания General Motors, имевшая в своем предложении марки Chevrolet, Pontiac, Oldsmobile, Buick и Cadillac, стартовала с общей идеи совместного использования кузова еще в тридцатых годах прошлого века. Это означает, что многие автомобили выглядели одинаково в профиль, но каждая марка имела свободу разрабатывать переднюю и заднюю часть, интерьер и механику. Проще говоря, только в конце 1970-х годов двигатель Chevrolet или Pontiac можно было увидеть в Buick или Cadillac.
Но к тому времени количество серьезных мировых игроков увеличилось вдвое. Европа и Азия, которые были опустошены после Второй мировой войны, восстановились, поэтому более дешевые и часто более надежные четырехколесные автомобили наводнили рынок. Внезапно стало ясно, что General Motors медленно, но верно теряет долю рынка до такой степени, что ей было необходимо сокращать расходы. Конечно, делить платформу и механику было проще всего, и первый крупный случай, когда один четырехколесник был переупакован в несколько моделей, относится к так называемой платформе General Motors X (X-Body).
На этой платформе выпускались модели Chevrolet Citation, Pontiac Phoenix, Oldsmobile Omega, Buick Skylark и Cadillac Cimarron. За исключением отделки салона и нескольких незначительных дизайнерских линий, их мало что отличало, но публика не жаловалась до тех пор, пока несколько лет спустя не дебютировали немного более крупные автомобили, основанные на архитектуре A-Body. General Motors вложила в них большие суммы денег, и предложение основывалось на моделях Chevrolet Celebrity, Pontiac 6000, Oldsmobile Cutlass Ciera и Buick Century.
И вот, 22 августа 1983 года, во всех газетных киосках появился новый номер журнала Fortune, в котором были показаны четыре автомобиля с вышеупомянутой платформой A-Body, которые были припаркованы рядом, в совершенно одинаковом цвете, причем никто не мог разглядеть разницу между ними. Так что же произошло и почему крупнейший в мире производитель упал до такого уровня?
Одной из главных причин, как уже упоминалось, является усиление конкуренции, из-за которой GM пришлось снизить затраты. С момента своего создания компания использовала свое подразделение Fisher Body для производства кузовов, и хотя GM была основным владельцем, Fisher Body пользовалась значительной автономией. Это изменилось в конце семидесятых годов, и GM взяла под полный контроль Fisher Body, в результате чего молодые и неопытные конструкторы, инженеры и рабочие были вынуждены продолжать свою работу за гораздо меньшие деньги.
Необходимо также отметить, что тенденция того времени сильно отличалась от сегодняшней, когда у Chevrolet не было возможности продавать модели по ценам автомобилей премиум-класса, независимо от того, что предлагала компания. Зная это, становится более понятным, почему Oldsmobile и Buick сохранили стиль Chevrolet и Pontiac, но со значительно большим количеством оборудования, потому что в глазах традиционного американца Chevrolet и Pontiac, бренды рабочего класса, просто не имели имиджа и престижа, как Oldsmobile и Buick.
Многие автоэксперты также отмечают, что General Motors допустила еще одну ключевую ошибку в 1977 году, когда дизайнер Билл Митчелл ушел на пенсию. Вместо того, чтобы заменить его Чаком Джорданом (которого Митчелл лично обучал), General Motors остановила свой выбор на неопытном Ирвине Рыбицки. Он провел следующие девять лет на своей должности и значительно расширил старые и традиционные квадратные линии.
Таким образом, Chevrolet всегда казался устаревшим рядом с более аэродинамичным и современным конкурентом от Ford, стиль которого возродил новый дизайнер Джек Телнак. Рыбицки появился как раз в тот момент, когда модели X-Body начали появляться в автосалонах, поэтому его неудачу нельзя приписать ему, но автомобили, основанные на архитектуре A-Body, были его первой крупной работой. Эти автомобили вовсе не были уродливыми, их было просто трудно отличить друг от друга, если только вы внимательно не рассматривали мелкие детали, такие как решетка радиатора и значки.
Такое решение по максимуму использовал конкурент Ford, через свое премиальное подразделение Lincoln. А именно, в легендарном рекламном ролике богатые члены клуба ввязываются в драку, потому что никто не может узнать свой автомобиль среди Chevrolet, Pontiac, Oldsmobile и Buick. А затем появляется владелец Lincoln, без проблем забирает свой Town Car и покидает парковочное место, в то время как владельцы General Motors все еще спорят на заднем плане о том, кому какой четырехколесный автомобиль принадлежит.
Фотография из журнала Fortune произвела большое впечатление на всю корпорацию. Даже генеральный директор General Motors Corporation с 1981 по 1990 год, Роджер Смит, был настолько омрачен, что однажды сказал, что General Motors с помощью одной платформы сумела разрушить престиж и самобытность, которые знаменитый Харли Эрл строил более тридцати лет.
Со временем модели серии A-Body получили некоторые новые детали, придавшие им определенную индивидуальность. Например, Pontiac 6000 дебютировал с полным приводом, Oldsmobile Cutlass Ciera получил совершенно новую крышу, и даже базовый Chevrolet Celebrity выпускался в спортивной версии под названием Eurosport. Это были не единственные изменения: в течение следующих нескольких лет дебютировали некоторые поистине уникальные концепции, детали которых со временем поступили в серийное производство.
Речь идет о таких моделях, как Chevrolet Corvette Indy, Pontiac Trans Sport, Oldsmobile Aerotech, Buick Wildcat, Cadillac Voyage и многих других. Хотя их серийные издания не показались впечатляющими как концепты, они снова привлекли столько внимания, что General Motors вновь стала известна в мире благодаря инновациям и стилю.
В 1988 A-Body была заменена новой платформой W-Body. Вопреки критике, модели на платформе A-Body имели большой успех продаж для General Motors, а Chevrolet Celebrity даже стал самым продаваемым автомобилем в Америке в 1986 году: было поставлено более 400 000 единиц.
Иногда даже крупнейшим гигантам требуется критика со стороны СМИ, чтобы осознать свои ошибки. Со временем Pontiac и Oldsmobile потеряли свое место на рынке и были вытеснены, а Buick выживает только благодаря продажам в Китае. Сегодня Chevrolet и Cadillac не вмешиваются в дела друг друга, так что, возможно, General Motors чему-то научилась на собственных ошибках.